МОУ Ореховская СОШ СПДС группа "Солнышко" Железнова Наталия
доклад выступление на педагогической конференции 2017-2018 года«Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения» «Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский) Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям. Сегодня ФГОС ДО определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности— умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации: взаимодействие кооперация способность речевого отображения (описания, объяснения) Морально-этические качества Личностные универсальные учебные действия — это развитие учебных и познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
Регулятивные универсальные учебные действия - это умение учиться и способность к организации своей деятельности Познавательные универсальные учебные действия— это владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям. Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования ещё в дошкольном возрасте. Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НООД — непрерывная общеобразовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, я использую нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности. 1. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров. Интерактивные игры. 2.Мультимедийныепродукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц (интерактивные доски). 3. Интеллектуальные игры разминки (вопросы, стихи на активизацию внимания и развитие логики). Н-р, разминка «Мальчики и девочки» (задаются вопросы на тему «Кто что должен делать? " 4.Игры на внимание " Кто что делает?", «Что перепутал художник» 5. Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов. 6. Метод коллажа. Коллаж — это учебное пособие, задача которого связать все картинки единой тематике между собой. Коллаж — это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийнной презентации. 7. Блоки Дьеныша направлены на развитие логики, мышления. Данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фигурами. 8Метод ТРИЗ и РТВ ТРИЗ – педагогика - это теория решения изобретательских задач. РТВ – развитие творческого воображения. Игра «Теремок» Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?) «Волшебная ромашка» Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик
Результаты ,использования мной разнообразных нетрадиционных методов и приёмов работы: Личностные УУД: 1.Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения. 3Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога. 4.Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует и развивает личность будущего гражданина общества, а учитель, который учит своему предмету. Познавательные УУД: 1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример — значение материала (применение на практике)). 2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний. 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи. Коммуникативные УУД: 1. Научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребёнок затрудняется продолжить свой рассказ, задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения нового материала. 13 ноября 2017 в 22:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.