МОУ Ореховская СОШ СПДС группа "Солнышко" Железнова Наталия

участие в конкурсе « Технологии деятельностного типа в детском саду» ( разновозрастная группа)

 Муниципальное образовательное учреждение Ореховская средняя школа структурное подразделение детский сад


« Технологии деятельностного типа в детском саду»

( разновозрастная группа)






Разработала : воспитатель Железнова

Наталия Владимировна

стаж работы 9 лет

образование среднее специальное


Задачи:

- определить возможности использования деятельностного метода в течении НООД ДОУ;

- через развитие навыков воспитательной деятельности повысить у воспитанников уровень образования .

- раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

- показать специфику использования и применения технологии деятельностного метода обучения в ДОУ;

- разработать методические рекомендации по построению НООД с использованием технологии деятельностного метода обучения;

- способствовать повышению учебной мотивации; повышению качества знаний дошкольников, снижению дидактических затруднений;

- применяя технологию деятельностного метода обучения и воспитания, обеспечить дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей; повысить качество выполняемой работы в течении НООД;

- рационально организовывать образовательный процесс, повышать эффективность НООД; активность и инициативность воспитанников.

Таким образом, данные задачи полностью соответствуют социальному заказу современного общества, реальным потребностям воспитателей, которые в значительной степени испытывают большие затруднения в реализации и применении технологии деятельностного метода в обучении дошкольников.


Цель:

правильное использование деятельностного метода обучения и воспитания в НООД, которое позволит оптимизировать воспитательный процесс, устранить перегрузку воспитанника, предотвратить стрессы, а самое главное – сделает воспитательный процесс единым образовательным процессом.

Понятие метода деятельностного обучения.

В основу федерального образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных образовательных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Обучение, реализующее принцип деятельности в обучении и образовании, называют деятельностным, поэтому реализовать технологию деятельностного метода можно только через обучение и развитие дошкольников. Процесс учения – это процесс деятельности воспитанника и воспитателя, направленный на становление его сознания и личности в целом.

Современными педагогами и психологами были сформулированы основные положения, связанные с реализацией технологии деятельностного метода обучения дошкольников.

Процесс обучения, есть всегда обучение деятельности. Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

Таким образом, основным механизмом реализации технологии деятельностного метода обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом НООД разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Процесс обучения должен быть творческим (креативным). Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Реализация технологии деятельностного метода обучения и воспитания дошкольников предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной средой). Иными словами, установки на творчество. В реализации задач такого характера я разрабатываю различные задания творческого характера: придумывание загадок, сочинение стихов, разработки сценариев и постановки мезансцен, создании нестандартных проблемных ситуаций и т.д. Особенно в этом помогает процесс работы над проектами, когда каждый ребёнок чувствует себя составной частью огромной большой серьёзной работы.

Обучение в парах и группах. Реализация технологии деятельностного метода в обучении связана еще с одним важным положением: обучение в парах и группах. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы воспитанников под руководством воспитателя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно. С самого первого класса я стараюсь на каждом уроке планировать работу в парах, благодаря этому дети учатся общаться между собой, отстаивать в споре свою точку зрения, слушать и слышать мнение другого ребёнка, обобщать. анализировать и делать выводы.

Немаловажное значение имеет организация работы в группах, которая в немалой степени позволяет выработать в ребёнке умение самостоятельно ставить перед собой задачи, усваивать материал, производить контроль и самоконтроль выполненной работы.

Обучение невозможно без целостного представления о мире. Я.А.Коменский выдвигая принцип научности в обучении считал, что любые природные явления необходимо изучать взаимосвязано, а не разрозненно (не как «кучу дров»). При решении задач, стоящих перед современным образованием, этот тезис приобретает огромное значение. Это значит, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. Главное, чтобы у ребёнка не просто формировалось представление о научной картине мира, но и о личностном отношении ученика к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

Обучение и воспитание – это непрерывный процесс. Чтобы процесс обучения был успешным, необходима преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Считаю, что перечисленные положения в необходимы и достаточны для реализации технологии деятельностного метода обучения дошкольников.

Инновационные подходы воспитательной работы в ДОУ:

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ:

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Задачи:внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;

выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

  1. Обобщение опыта и диагностика внедряемой

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе:

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;

обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

Игровые инновационные технологии:

Цель:повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Задачи:воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.



Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.

Задачи:воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;

развивать творческую активность познавательных процессов;

учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Инновационные технологии в дошкольном образовании

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;

они могут знакомить с культурой здоровья;

они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).


Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Проекты различаются:

по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Технологии исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

наблюдения;

беседы;

опыты;

дидактические игры;

моделирование ситуаций;

трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.




13 ноября 2017 в 22:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.